среда, 11 марта 2009 г.

«Апач» и «Крокодил». Сравниваем несравнимое (ч.1)

Вступление

В 70-х годах прошлого столетия как в США, так и у нас, был накоплен и проанализирован опыт боевого применения вертолетов в локальных военных конфликтах, прежде всего – во Вьетнаме. Шел разгар холодной войны и противоборствующие стороны четко осознавали огромный боевой потенциал винтокрылых машин в грядущих сражениях. И на западе, и в СССР исходили из того, что главным театром военных действий станет Европа, где столкнутся сухопутные армии НАТО и стран Варшавского договора, и исходя из этого, формировались требования к разрабатываемым боевым вертолетам нового поколения. Несмотря на общие исходные данные, США и СССР пошли каждый своим путем и разработали друг на друга непохожие тактики применения вертолетов, что и привело к созданию машин разных классов. В СССР был создан Ми-24 (а позднее – как его дальнейшее эволюционное развитие, Ми-28), в США – AH-64 Apache. Надо сказать, в Ми-28 были устранены многие недостатки предшественника и учтен положительный опыт западных разработок. Конечно, правильнее было бы сравнивать сразу Ми-28Н с Apache Longbow, но российская машина только-только запущена в серию (в войска поставлено только немногим более 10 машин) и еще не полностью укомплектована. Пока Ми-28Н не имеет готовой БРЛС - заявленная двухдиапазонная БРЛС «Арбалет» разработки "Фазотрон-НИИР" была успешно завалена по срокам, массе и габаритам и теперь доводится до ума, говорят – займет пару лет. Сверхдальнобойный комплекс управляемого вооружения «Гермес-А» также еще не принят на вооружение (но уже был представлен на недавней выставке в Абу-Даби) и появится на вертолете примерно в те же сроки. В отличие от нового российского «летающего танка», «американец» успел повоевать во всех основных своих модификациях, поэтому будем рассматривать его в паре с более старым, но от этого не менее результативным на поле боя, Ми-24 «Крокодил». Это будет целый цикл постов, потому что втиснуть все в пару страниц я даже не представляю как. Начнем, как водится, сначала :)

Как все начиналось. Уроки вьетнамской войны

Во время вьетнамской войны США активно применяли транспортно-боевой UH-1 «Ирокез» (в основном, 2х модификаций: ударной – B, и транспортной - D), вертолет огневой поддержки AH-1 «Хью Кобра» и тяжелый транспортный вертолет CH-47 «Чинук». Воздушная кавалерия показала высокую боевую эффективность и американцы активно наращивали число машин в зоне боевых действий. По итогам 11 лет боевых действий, отношение потерь к числу вылетов составило 1:18000, что является уникальным результатом для интенсивных боевых действий. Однако, война так же выявила и существенные недостатки американских машин. До принятия на вооружение в 1967 году специализированного ударного вертолета «Хью Кобра» ударные функции выполняли «Ирокезы». Так, из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации В легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных (вроде ДШК), а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, 12. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Это и привело к созданию чисто ударного AH-1 «Хью Кобра». Эта машина имела некоторые преимущества - лучшую аэродинамическую форму, на треть большую скорость, более мощное вооружение, меньшую уязвимость и еще ряд плюсов по сравнению с UH-1B. Во Вьетнаме вертолет АН-1 зарекомендовал себя весьма удовлетворительно (в одних и тех же боевых условиях число попаданий в него оказалось вдвое меньше, чем у UH-1). Впоследствии, когда "Кобра" стала известной во всем мире, многие эксперты с недоумением отмечали отсутствие бронестекол кабины экипажа, что объясняется недостатком статистики по зонам поражения вертолета с земли. Посчитали, что достаточно прикрыть пилотов боковыми бронеплитами и выдвижными до уровня плеч бронещитками. Вьетнамский опыт показал ошибочность такого взгляда, и на последующих вариантах "Хью Кобры" появились бронестекла. Все же главной защитой этого вертолета считались его малые габариты, скорость и маневренность. В книге «The Short-Timers», послужившей основой для сценария фильма «Цельнометаллическая оболочка» был описан эпизод, когда зависшую «Кобру» расстреляли автоматчики из АК-47, то есть даже защита от пуль нормального калибра не обеспечивалась.

Все эти факты оказали весьма существенное влияние на ход мыслей военных теоретиков по обе стороны океана.

4 комментария:

Arrow комментирует...

WTG !
Продолжай !
Супер-интересно!
Чую - получится огромное, суперское исследование!

yno комментирует...

Ок :) если хоть одному человеку интересно, то уже стоит продолжить. Следующий пост будет про планировавшуюся тактику применения Ми-24.

Arrow комментирует...

Немного попиарил твою статью :)
http://72ag.blogspot.com/2009/03/24-vs-ah-64.html

Теперь заинтересуется человек 50 :)

yno комментирует...

Уфф.. разбирая планировавшуюся тактику примения и ее осуществимость влез в дебри войсковой ПВО стран НАТО этого периода... блин, это только у журналамеров все просто - знай себе в статейках языком ляпай)) а тут пока разберешься что к чему, столько времени уйдет..