понедельник, 4 апреля 2011 г.

Лётная школа. ч.1


Ну, вот и прошли первые 2 недели обучения. Теперь у меня уже целых 4 часа налета :)) и пару занятий по теории. Впрочем, обо всем по порядку..

Первый и второй полеты после ознакомительного были посвящены дальнейшему ознакомлению с самолетом и обучению базовым навыкам пилотирования - набор высоты, снижение с убранной тягой, мелкие развороты (с креном 15-30 градусов). Этому предшествовал наземный брифинг, где подробно разбиралось, что и как делаем - последовательность работы рулями, режимом двигателя и прочее. Очень большое внимание уделяется обзору - перед любым маневром нужно осмотреться, потому что трафик достаточно интенсивный, в округе много небольших аэропортов и легкой авиации. Интересный момент - при снижении необходимо включать обогрев карбюратора, т.к. даже при температуре до 30 градусов выше нуля можно получить лед в топливной системе. В остальном ничего уж совсем нового не было, но это в теории. На практике заставить самолет летать точно по заданным параметрам не так то и просто - высоту, скорость и прочее необходимо выдерживать точно, что требует наработки определенных навыков, к тому же это опять таки надо делать визуально не смотря на приборы. Т.н. "fly-by-the-picture", а режим двигателя надо учиться определять на слух - сколько оборотов выдает. Так же за первые пару полетов научился делать самостоятельно предполетный осмотр самолета, делать расчеты центра тяжести (weight and balance calcualtions), заполнять самолетный регистрационный журнал по своему вылету и записывать информацию по телефону с ATIS. На практику летали в зону около Pitt Meadows, маршрут на карте зеленым показан. Там горы, между ними долина, река течет. Красиво в общем :) Действительно, чего на приборы пялиться, когда вокруг смотреть гораздо интереснее..

А сегодня было много нового. Прежде всего, был новый инструктор, потому что Питер летать по воскресеньям не может. Второго инструктора зовут Сэйджи, он японец. Очень опытный и умный дядька, сегодня нагрузил меня по полной программе :) Для начала заслал меня делать предполетный осмотр самостоятельно, а сам куда то ушел (прежде я делал осмотр вместе с инструктором). Затем опять же полностью самостоятельно пришлось заполнить все расчеты, записи, погоду узнать и т.д. А потом был брифинг на тему range and endurance - это когда надо лететь, очень точно выдерживая заданные параметры. Еще разбирали, как в горизонтальном полете устанавливать различные скорости, опять же оставаясь строго на заданной высоте. Поскольку погода была не очень, то решили лететь над океаном, там облаков было не так много. Но проблема в том, что над океаном практически сразу начинается воздушное пространство США. Впрочем, проблема легко решаемая - нужно всего лишь составить план полета и по телефону его зарегистрировать в службе контроля за полетами. План VFR составил инструктор, мне же пришлось звонить в эту самую службу и общаться с диспетчерами, зачитывать им это все. Потом еще раз проверили погоду, на этот раз в интернете,как канадскую, так и американскую погодные службы, по карте посмотрели маршрут (отмечен красным). Первым ориентиром был мыс Робертс (Point Roberts), затем курс на Orcas Island - там есть приметная гора. Не долетая до нее, решили и отработать все упражнения, в выделенном красным зоне. Погрузились в самолет, зачитали чеклисты, завелись, запросили разрешение на взлет.. и тут опять новое - рулить на взлет пришлось опять самостоятельно, Сэйджи демонстративно убрал руки-ноги с органов управления - типа вперед, давай сам :) Итак, полоса 12, рулежка А.. дорулили, встали по центру, опять зачитали чеклисты.. и тут оказалось, что взлетать тоже нужно уже самому :)) Полный газ, самолет резво побежал.. походу даем правую ногу, потому что самолет весьма чувствительно заворачивает влево при разбеге.. 55 узлов - штурвал чуть на себя, 70 узлов - отрыв и быстро в набор высоты, чуть позже - разворот на курс.. Не так и сложно оказалось, просто неожиданно немного :) Добравшись до границы с США, вышли на связь с их диспетчерами, доложились, по какому плану и куда летим, и довольно скоро были на месте. Там упражнялись во всем том, что было на брифинге, попробовлаи разные режимы полета вплоть до минимальной скорости с выпущенными на 20 градусов закрылками - было узлов 55, самолет еле ползет и очень лениво слушается рулей. До выхода из зоны контроля YVR (международного аэропорта Ванкувер) летели на 2000 футах, потом поднялись до 4000. Если б полезли сразу выше, пришлось бы идти под контролем вышки аэропорта, а нам общаться с ними не хотелось. Ниже 2000 футов нас вела база - вышка Boundary Bay. На обратном пути опять новое - начали учиться совершать посадку. Запросили разрешение на touch-and-go - это после посадки снова разбег и взлет, в общем выполняли "конвеер". Мне нужно было летать по коробочке и выводить самолет до момента выравнивания - это пару метров над полосой, там уже инструктор помогал посадить - был сильный поперечный ветер (X-Wind), так что там надо сажать со скольжением, а это уже более продвинутое шаманство, тут бы обычную посадку освоить.. Вот где было уже напряжно - ветром ощутимо швыряет, полоса - вот она, надвигается, кнопки "новая попытка" нет.. :)) Вообще, самые прикольные моменты - это именно взлет и посадка, в воздухе как-то ни скорость не чувствуется особо, ни ускорение (ибо надо летать плавно и самолет не дергать). А взлет-посадка - это именно те моменты, когда надо проявлять свои пилотские навыки. Даже большие реактивные самолеты поднимают и сажают всегда руками, хотя весь остальной полет они могут летать на автопилоте. Ну а дальше - припарковались, закрыли план полета, провели разбор полетов.. через неделю продолжаем.. :)

Комментариев нет: