понедельник, 11 апреля 2011 г.

Летная школа. ч.2


Вот и прошла еще неделя. Теперь мой итоговый налет составляет 6.5 часов. Надо сказать, за крайние 2 занятия успели отработать довольно таки немало. Сэйджи решил, что мои успехи находятся выше среднего уровня, поэтому можно интенсивность упражнений повысить. В субботу летали отрабатывать полет на малой скорости (практически рядом со скоростью сваливания). Это очень важный момент в обучении, поскольку большинство авиакатастроф происходит во время взлета и посадки, то есть именно на малых скоростях при недостатке высоты, например, при резкой работе рулями во время 4 го поворота в круге (final leg), или при взлете, когда угол атаки большой, скорость еще не набрана (особенно при взлете, когда прямо по курсу препятствие или когда самолет перегружен). Поэтому очень важно уметь управлять самолетом на малых скоростях, тут проявляются все ошибки в пилотировании, поскольку самолет мало того, что неустойчив, так еще и неохотно слушается рулей. Долго в таком режиме летать нельзя, так как угол атаки большой и двигателю достается недостаточно воздуха для охлаждения, да и подогрев карбюратора при этом включен, поэтому можно перегреть движок. Еще интересно, что при полете в таком режиме роль органов управления меняется местами - высоту регулируем режимом двигателя, а скорость - при помощи штурвала, причем выравнивание по крену происходит педалями. Если вдруг самолет повело влево - надо дать правую ногу и не пытаться равнять положение при помощи элеронов, они все равно неэффективны и очень возрастает риск свалиться. В общем, управление самолетом почти как на посадке, что неудивительно, поскольку на посадке как раз приходится лететь с малой скоростью. В таком вот виде нужно уметь выполнять развороты, снижения и подъемы. Вернуться в нормальный полет просто - даем полный газ и выравниваемся в горизонте до cruise attitude (затрудняюсь перевести это на русский, но это нормальное положение самолета при крейсерском полете). Ну и очень большое внимание надо уделять педалям, а именно вовремя давать правую ногу - самолет сильно ведет влево, ибо начинают проявляться все факторы винтовой тяги (assymetric thrust + slipstream effect + aileron drag). Вот такое вот забавное упражнение. В первый раз было довольно нервно - самолет еле ползет, так и норовит завалиться на крыло, впереди ничего не видно, ибо угол атаки большой и все закрыто капотом, сирена stall horn орет, да еще и турбулентность - ощущения как будто на приличной скорости наехал на машине на лежачий полицейский. И при всем этом надо выдерживать курс, высоту.. потом развороты делать.. Затем, хоть это и не предусмотрено программой, сделали несколько крутых разворотов, под 45 градусов. Ну, это потому что я все время делаю слишком крутые виражи, вот Сэйджи и решил мне показать, как это делать правильно. Ну, я все равно потом умудрился заложить все 60 градусов, так еще веселее)) Наконец-то почувствовал хоть какие-то перегрузки. А так все развороты должны делаться с креном не более 30 градусов, что конечно безопасно, но скучно)) После этого полетели назад, на базу.

Немного вернусь назад - до вылета мы разобрали т.н. departure procedure. Есть определенный порядок, как нужно покидать воздушное пространство аэропорта, на карте отмечены ориентиры, по которым надо лететь после набора минимальной безопасной высоты и скорости. С полосы 12 действует departure procedure Nickel. Ее называет вышка, когда разрешает взлет. Вот впервые мне довелось не просто взлететь, а по правилам покинуть воздушное пространство aэропорта)) Потом по карте надо было лететь в зону, по ориентирам. Нам ориентирами служили шоссе и река, где есть приметные острова и мост. В воздухе было достаточно оживленно, пару раз нам с земли сообщали о трафике, и 1 раз мы достаточно близко разминулись с другой Цессной. Это только с земли кажется, что они еле ползают. На встречных курсах скорость больше 350 км\ч получается, так что просвистела мимо только так. Поэтому за трафиком следить очень важно и нужно, вот. Обратный путь особого интереса не представлял, сделали пару заходов на touch-and-go, чтоб я запомнил, где у круга downwind leg и как заходить на final leg. Опять же, есть свои ориентиры - теплицы, дорога, домик фермера.. Вот так прошла суббота. Про воскресенье напишу позже, там тоже было интересно. Да и про ground school надо бы пару слов сказать, хоть это и не так увлекательно, как полеты) А пока коротенькое видео, снятое на мою древнюю мобилу. Качество поганое, конечно.. Надо будет купить нормальную cockpit camera, но это уже когда я начну летать соло.


Комментариев нет: