понедельник, 18 апреля 2011 г.

Авиация и метеорология

Наверное, даже далекие от авиации люди знают словосочетание "нелетная погода". А это нам говорит о том, что погода для авиации очень важна, а значит любой пилот должен в этой самой погоде уметь разбираться. Если, конечно, ему хочется летать долго и счастливо, а не попасть на передние полосы газет в один прекрасный день. Следовательно, нужно иметь понимание того, как образуется погода и чем определенные погодные явления нам, пилотам, грозят. Этим занимается метеорология, наука о погоде.
Так уж получилось, что я начал посещать ground school (опять затрудняюсь адекватно перевести это на русский) как раз в тот момент, как там начались лекции по метеорологии. Итак, попытаюсь перечислить некоторое из того, что нам рассказывали: как образуется погода, погодные фронты, центры низкого и высокого давления, ветры, облака всякие разные, стабильность и нестабильность воздуха, разные типы воздушных масс и как они движутся, всевозможные осадки и как они образуются, грозы, турбулентность разных видов и т.д. и т.п. Ну и конечно, как это применять по отношению к планированию полетов - сводки METAR/TAF, SIGMET/AIRMET, PIREP, FD, SIGWX, GFA, плюс к этому - картинки с погодных радаров, погодные камеры, информация ATIS с разных аэропортов.. Все это нам нужно в общем-то для того, чтобы принять одно-единственное решение - лететь или нет. Нужно составить картину, как обстоит дело с погодой на всем пути следования на выбранной высоте и как погода может измениться. От этого зависит план полета.
К счастью, эта информация относительно легко доступна (по крайней мере здесь, на американском континенте). Все это можно получить в интернете (для Канады и для США). Так как я живу рядом с Сиэттлом, то можно использовать их погодный радар, у американцев погодные радары помощнее. Еще есть специальные номера, на которые можно позвонить и попросить провести брифинг на тему погоды в том регионе, куда ты собрался лететь. Так как там сидят специально обученные метеорологи, то можно сразу получить и ценные советы, как лучше лететь с учетом текущей погоды и стоит ли лететь вообще. Информация ATIS (наблюдения на конкретном аэродроме) также доступна по телефону (а при подлете к аэропорту и на определенной частоте). Итак, собрав всю нужную информацию, нужно ее проанализировать. Самые важные факторы - грозы, обледенение, турбулентность, видимость (точнее ее отсутствие), ветры, осадки, туман, потолок..

На прошлом занятии нам удалось пронаблюдать, как выразился наш лектор, "a classic example of an idiot". Мы рассматривали PIREPs (PIlot REPorts), их может делать любой пилот, если он считает, что наблюдает погодные условия, о которых стоит доложить. Ну и полезли смотреть их по какому-то аэропорту, традиционно отличающемуся весьма изменчивой погодой. И видим два PIREP от одного и того же самолета, однодвигательного Diamond. В первом пилот сообщает, что потолок 2000 футов, выше сплошная облачность, дождь. И через 20 минут второй репорт - потолок уже 1500 футов. Прикол в том, что там местность гористая и разница высот ASL (над уровнем моря) и AGL (над землей) около тысячи футов. Так что этот товарищ оказался фактически на высоте 500 футов в гористой местности в легком одномоторном ероплане. Если вдруг откажет мотор - только молиться остается. В облака подняться низзя, потому что летит он VFR, а значит надо постоянно поддерживать визуальный контакт с землей. В такой ситуации лучше всего разворачиваться и лететь назад, ждать пока погода наладится.

Ну и благодаря умению анализировать погоду мы с Сэйджи летали даже в те дни, когда погода казалось бы, совсем нелетная. Многие отменяли свои полеты, а мы отыскивали в округе местечко с нормальными условиями и летали там :) Так что знания - сила, ага. А сегодня вот было много кучевых высоких облаков (TCU, Tower Cumulus). Красиво выглядит, голубое небо, офигенно здоровые облака.. но это с земли :) В воздухе нам это обещает нехилую болтанку, так как такие облака образуются в нестабильном воздухе, когда влажный воздух поднимается вверх, охлаждается и собственно образует эти облака. То есть, наличествуют сильные восходящие потоки. Так и оказалось - трясло сегодня весьма ощутимо и потоки были - внезапно может тебя поднять футов эдак на 100 за несколько секунд.. чтоб держать высоту постоянной приходится убирать газ и самолет держать как на снижении - это компенсирует подъемную силу потока.

Короче, учите метеорологию, летчики))

Комментариев нет: