среда, 20 апреля 2011 г.

Летная школа. ч.3-1


Вот и подобрался мой суммарный налёт вплотную к первой круглой цифре - почти 10 часов. 9.5, если точнее. Три прошлых вылета были между собой похожи, только в крайнем было интереснее - там я уже пытался самостоятельно вести радиообмен и еще отрабатывали штопор. В США, кстати, на штопор не возят - опасно считается. В Канаде же наоборот, считается опасным не суметь распознать момент, когда машина готова в штопор сорваться и потом из штопора машину не суметь вывести. Так что вот такой вот курс с элементами пилотажа получается. Еще в программе будет боевой разворот и снижение по спирали. Но потом. А пока напишу-ка я про крайний вылет..

...В половину второго пополудни небольшой автобус остановился у поворота напротив западного ангара, и я вылез из него на свежий воздух, навстречу солнцу и умеренному ветерку. Погода была замечательная, особенно на фоне прошедших нескольких недель, когда все небо было затянуто унылыми серыми слоистыми облаками. Сегодня же небо было голубым, с огромными шапками белых кучевых. Это обещало болтанку и восходящие потоки, но ветер был довольно слабый - стоящий посреди летного поля шест с привязанным к нему красно-белым конусом указателя ветра указывал на то, что скорость его достигала от силы узлов 10. У меня еще было полчаса на то, чтоб приготовить самолет к вылету и заполнить все бумаги, что на самом деле не так и много, поэтому я поспешил на проходную. Получив на руки сумку с документами, вышел на перрон, где ровными рядами стояли припаркованные и привязанные пузатые Cessna-172, их более стройные младшие братья-152, а на соседней парковке стояли изящные, какого-то эльфийского вида, Diamond. Меня интересовал борт с позывным C-FIBX, или просто - India Bravo X-Ray, который и был обнаружен практически сразу у выхода из диспетчерской. Ну, хоть искать не надо было. Контрольную карту предполетного осмотра я уже давно помнил на память, чего нельзя сказать о многих других. Все было как всегда хорошо, за исключением полупустых баков (придется вызывать заправщик, а это стоит денег :( ). Быстро все проверив, пошел в комнату планирования полетов, сразу над диспетчерской, там нашел рацию, и откопав в блокноте частоту заправщика, настроился на нее:

-India Bravo X-Ray calling Fuel, requesting full tank
-Roger, India Bravo X-Ray (далее неразборчивое шипение)

Ну, раз "роджер", значит принял, а мне еще заполнять этот предполетный листок.. Развесовку самолета посчитал уже практически на автомате, принялся названивать в АТИС. Хм.. вроде ничего особенного погода нам не готовит.. зато Питт Медоус предупреждает об активности планеристов на 2500, парашютистов на 10000, Лэнгли сообщает о стаях диких гусей, а база - наш Баундэри Бэй, отказывается давать данные по sky condition. Ну и фиг с ним, над нами все равно небо чистое. Проверил METAR/TAF для очистки совести - кучевые облака наталкивали на мысль о возможных грозах, но их нигде не наблюдалось, погодные камеры тоже давали вполне пристойную картинку. Ветер повсюду средний.. ну что ж, вроде с погодой нормально. По крайней мере - в этот раз можно будет порассматривать пейзажи, солнце светит ярко, поэтому повсюду красота. Горы, лес, океан.. Британская, в общем, Колумбия.

А тут и Сэйджи явился, пообщались с ним полчасика на тему сваливаний, медленного полета и прочего, что предстояло сегодня отрабатывать, после чего он сказал, что если все будет нормально и замечаний ко мне особых не возникнет - покрутим штопор. Это уже было интересно и добавляло интриги, поскольку все остальное уже было довольно скучным, ибо отрабатывалось третий вылет подряд. Сдав полетный лист диспетчеру и расписавшись где положено, пошли к самолету. Я сразу полез на крыло проверять заправку - залили бензина под крышку, теперь надо пробы топлива по новой сливать, а то вдруг перепутали чего. Говорят, одному товарищу как-то залили горючку для реактивных самолетов. Но нам на этот раз все сделали правильно :) Пока я возился с горючим, Сэйджи отвязал нашу птичку, так что можно было лететь. Упаковав себя в самолет (в Cessna-152 очень тесно на самом деле) и пристегнувшись, начал зачитывать контрольные карты.. авионика, рули, триммер, баки...т.д. т.п. Все путем, пора заводиться.. Ключ на старт, самолет затрясся, двигатель зачихал, пропеллер нехотя провернулся рывком один раз.. другой.. и двигатель заревел, раскручиваясь до своих 1000 оборотов в минуту на старте. Все, можно включать генератор, авионику, отныне общение внутри кабины по интеркому, а то шумно уж очень. Продолжаю зачитывать контрольные карты, на очереди проверка магнето. В самолете система зажигания дублирована, в каждом цилиндре двойной комплект свечей зажигания, каждая работает от своего магнето. Это для надежности сделано, в норме работают оба, но если один откажет - можно дотянуть на втором. Для проверки переходим сначала на левое магнето, потом на правое.. обороты должны незначительно падать при этом, а у меня внезапно проседают на несколько сотен! Непорядок.. Сэйджи говорит, кто-то загадил свечи, летая на слишком богатой смеси, надо почистить. Обедняем смесь, обороты 2000 - и ждем минуту. Это должно свечи очистить. Через минуту снова ставлю обороты на 1000 и проверяю магнето повторно. На этот раз все ОК. Читаем контрольную карту дальше.. Вот можно уже и просить разрешения на руление к полосе.. Только сперва АТИС надо снова послушать, вдруг чего изменилось.. слушаю, там все то же, что и по телефону - информация Charlie. Ну, теперь транспондер в STANDBY, на радиостанции ставим частоту наземного контроля, затем башни.. удобно - можно потом между ними одной кнопкой переключаться. Достаю свой планшет с картами и бумажками - надо записать squawk-код, и выхожу в эфир:

-Bay Ground, this is Cesnna-152 Foxtrot India Bravo X-Ray at apron, requesting taxi to local east with Charlie..
-India Bravo X-Ray, бла-бла-бла.. ага, альтиметер, сквок, полоса 25, рулежка Echo, King George departure..записал вроде все..
-Squawk такой-то, India Bravo X-Ray..

Все, можно рулить к полосе, только надо выставить сквок на транспондере да альтиметер выставить.. Проверив работоспособность тормозов, медленно покатились к рулежке.. смотрю по сторонам, а то очень уж тесно, чтоб крылом никого не зацепить, ну а там прямо по желтой линии (непременно по центру!) - и через весь аэропорт к полосе 25.. долго рулить, минут 5 наверно..

..Продолжение следует..

Комментариев нет: