вторник, 22 марта 2011 г.

Лётная школа. Ознакомительный полет. Часть 2

Часть нумер раз можно зачесть тут.

...Итак, забравшись на 1800 футов, я плавно отдал штурвал от себя, еще по симулятору прекрасно помня, что резкие движения в полете вообще противопоказаны. Не надо дергать рули туда-сюда, все движения должны быть плавными, но уверенными. Выровнял по авиагоризонту самолет, проверил вертикальную скорость - должна быть нулевой, и разогнавшись до крейсерской скорости в примерно 100 узлов, малость прибрал режим двигателя. После чего настало время самолет оттриммировать . Здесь все как раз не как в симуляторе. В реальном самолете триммер снимает нагрузку со штурвала. То есть, до триммирования мне приходилось прилагать довольно заметные усилия, удерживая штурвал в положении, необходимом для горизонтального полета, триммер же эту нагрузку снимает. Поэтому крутим колесико триммера руля высоты до тех пор, пока не почувствуем, что штурвал уже можно держать легко и не прилагая заметных усилий. В симуляторе триммирование всегда было для меня кошмаром, потому как никогда не ясно, когда же собственно надо это колесико прекращать крутить, а в реале все легко и просто - это чувствуется рукой, держащей штурвал. Сперва это проделал инструктор, потом повторил и я. Ну и настало самое интересное - надо разворачиваться. Для начала - просто так, левый разворот, потом правый, чтоб почувствовать самолет. Как его в разворот вводить, как выводить. Опять же, сдедать хороший, годный разворот по приборам с креном в 30 градусов у меня получилось сразу - это намного легче чем в симуляторе, потому как самолет ты здесь чувствуешь, что называется, задницей. Ну, и при повороте собрать все стрелки в кучу надо - крен 30 по авиагоризонту, шарик по центру (дабы не было скольжения), скорость поворота выдерживаем по координатору поворота, вертикальная скорость около нуля, скорость постоянна, высота - допустимы совсем незначительные отклонения. В общем, воткнувшись в приборную доску, я это выполнил. Peter удивленно отметил, что это весьма неплохо и вполне тянет на то, как повороты должны выполняться на экзамене. Но есть один момент :)) Летаем мы по правилам визуальных полетов (VFR), и поэтому на приборы смотреть нинада, а положение самолета надо определять визуально, ориентируясь на положение элементов конструкции самолета относительно горизонта. И закрыл мне приборы тетрадкой :( После чего было предложено повторить разворот уже вправо. Так как опыта управления самолетом по принципу "а теперь на 2 лаптя левее" без приборов у меня не было даже теоретического, то вышел такой себе боевой разворот с креном в 45 градусов и набором высоты эдак пару сотен футов и неплохой потерей скорости :)) Что конечно было малость не то, что предполагалось. Зато можно было посмотреть вокруг и увидеть много интересного.. Внизу ездили машинки, ходили мееелкие такие человеки, виднелись разноцветные квадраты полей и всякие оросительные канавы, прям как в ГуглМапс.. а чуть подальше был залив за которым - граница с США. Но нам туда нинада :)) За созерцанием этого не заметил, как ослабил контроль за штурвалом и мы начали снижаться. Пришлось лезть обратно на свои 1800 и по новой вводной разворачиваться "воон на ту заправку у перекрестка". Это опять же по правилам VFR - полет по ориентирам. Надо знать ключевые элементы ландшафта и уметь по ним определить свое положение. Я кстати сразу потерял, где находится наш аэродром :)) А он был от той заправки направо. Пока летели к заправке, потренировались в выполнении плавных снижений и наборов высоты и управлением двигателем на этих режимах полета. Надо еще отметить, что была довольно чувствительная турбулентность и нашу Cessn-у ощутимо трясло, как на ухабах, и один раз довольно резво потащило влево вниз, мне приходилось все это парировать. Опять же, делать это надо плавно, но уверенно. Если дергать штурвал, будет только хуже. Над заправкой Peter развернул самолет и направил его к полосе, запросив по радио разрешение на посадку. На частоте башни какой-то, судя по акценту, индус разорялся на тему, что какой-то поц таки занял его стоянку :)) Было забавно, но это все-таки не то, о чем следует говорить на этой частоте. Я думал, что сажать инструктор будет сам, и расслабился. Оказалось, зря. Мне было сказано контролировать штурвал, а он займется двигателем и педалями. Закрылки выпустили градусов на 10, не больше. Внезапно узрев надвигающуюся полосу, попытался прицелиться в центр, но получилось не очень, да и ветер был боковой. В итоге сели с перелетом и не по центру, но не было козления и касание было вобщем-то не грубым. Не зря говорят, что посадка - это самый ответственный и трудный участок полета и мне еще только предстоит освоить, как это делается настоящим образом. Как только мы покатились по ВПП, нужно было рулить на парковку. На этот раз - мне. Сперва оттормозил самолет узлов до 20, потом педалями удерживал его на желтой линии по центру рулежки. Получилось вполне неплохо, как сказал инструктор, большинство его студентов и на 5-6 занятии рулят хуже. Но впереди показались 2 поворота под 90 градусов каждый и Peter сказал - "а теперь посмотрим, умеешь ли ты действительно рулить :))". Ну, этот прикол опять же знаком по симулятору - здесь надо поддерживать скорость, регулируя режим. Когда чуть добавить, когда прибрать. Но делать это плавно и самую малость. С этим я вполне справился и мы въехали на парковку. Тут надо было как следует крутить головой по сторонам, чтоб не зацепить крыльями уже стоящие там еропланы. Заехать на стоянку между двумя другими самолетами мне уже помог Peter. Когда остановились, убрали закрылки. И теперь проявилось еще одно отличие от сима - как глушить двигатель. Этого я не знал, поэтому сильно удивился, когда при убранном полностью режиме я выключил зажигание, а мотор спокойно себе продолжал работать :)) Оказалось, надо было полностью обеднить смесь, и только тогда двигатель встал. Кстати, запускать его надо тоже не просто так - сперва ручным насосом подкачать топлива, затем выставить максимально богатую смесь, немного (на полдюйма) добавить режим и только после этого, собственно, включать зажигание.


А потом я научился привязывать самолет на стоянке, типа швартовки :) В земле вделаны кольца, к ним привязаны швартовные концы, коими самолет привязывается за крылья и хвост. Чтоб ветром не унесло. На этом, собственно, мой полет и закончился. На следующий день я записался в школу на курс PPL, получил целую гору книг, распечаток, карт и прочая-прочая:



Со следующей субботы мои выходные будут преимущественно проходить в летной школе :)

2 комментария:

Dmytro Mantula aka diez_ua комментирует...

Круто :) А я вот сейчас на другую штуку запал -- ищу варианты, как можно фотик в небо запустить... есть варианты с вертолетами и квадрокоптерами (радиоуправляемыми). Покупать серьезную штуку дорого (от $15K), поэтому скорее всего придется собирать самому..

yno комментирует...

Тогда тебе наверно стоит обратить внимание на опенсорсные проекты квадрокоптеров.. а то самостоятельно все делать без образования инженера по радиэлектронике - это авантюра, ИМХО :)