вторник, 5 января 2010 г.

Как сдают на права в Британской Колумбии

Сегодня ходил сдавал на права, поэтому напишу, как тут в Британской Колумбии, с этим дело обстоит. А обстоит оно так, что лицензию частного пилота, наверное, получится получить быстрее, чем полноценные водительские права без ограничений. И это не шутка. Пока это самая строгая система получения прав из всех мне известных и в соответствии с ней это займет ни много, ни мало - а целых три года. Надо сказать, система достаточно здравая и продуманная, поэтому объективно мне она нравится, поскольку для местных реалий она весьма хороша. Просто я в нее не вписываюсь, поэтому субъективно она мне не нравится в той же степени :)) Итак, для начала - реалии Северной Америки: машина стоит мало и есть наверное в любой семье, машинами не владеют разве что бомжи, да и то - не факт :) В 16 лет канадские дети идут получать права, так как без машины здесь неудобно, хотя не в той же степени, что и в США, где без оной вообще не прожить. Справедливо предположив, что наибольший риск представляют как раз чайники со стажем, измеряющимся двузначной цифрой (в часах) и по большей части являющиеся теми самыми 16-летними подростками, местное правительство решило этот риск минимизировать путем введения так называемой Gradual Licensing Program (GLP). В соответствии с ней процесс получения прав разбивается на 3 этапа и занимает 3 года. На каждом этапе выдаются права с все меньшим количеством ограничений. Первый этап - права класса 7L (класс 7 - это наша категория В). В общем-то, и правами их назвать сложно, поскольку права на самостоятельное управление автомобилем они не дают, что и отражает литера L (learner - ученик). Ограничения по этим правам такие - управлять можно только при наличии в машине человека с полноценными правами старше 25 лет, не более одного пассажира помимо этого человека, разрешено вождение с 5 утра до 12 ночи, на машину следует наклеить красную квадратную табличку с черной буквой L (типа как у нас некоторым девочкам туфельку в красном треугольнике наклеивают на машинку, чтоб все тебя стороной объезжали:)). Помимо этого - штрафы будут вкатывать намного выше, чем обладателю полных прав. Короче, птичьи права совсем. Но все логично, если предположить, что канадский подросток с такими правами будет ездить на семейной машине под присмотром отца - получается адекватная замена инструкторам, которые стоят денег. Сидеть с такими недоправами надо аж год, зато сдать на них можно за час, что я сегодня и сделал. В процедуру сдачи входит тест на знание правил и теории вождения, проверка зрения на компьютерной штуковине (острота, цветовосприятие и глубина зрения, периферическое зрение), фотографирование, а также берут образец оцифрованной подписи (тут почти везде расписываться приходится пером на тачскрине, даже когда на почте посылку забираешь). Итого заняло час, теория несложная (хватило один раз прочесть учебник да потренироваться онлайн здесь). 50 вопросов, ошибиться можно ажно 10 раз. В отличие от наших правил, тут работает принцип - понятно должно быть даже дураку и не должно быть двойных толкований. Поэтому собственно правилам - знакам, разметке и т.д. уделено около трети теории, остальное - это вдалбливание того, как себя вести на дороге максимально безопасно для себя и окружающих, как ориентироваться в обстановке и правильно принимать решения. В общем, то, чему и нужно учить начинающего водителя. Поэтому знакомых по нашенским гаишным тестам зубодробительных картинок с восьмиполосными перекрестками, на которых намешаны все виды транспорта, знаков и цветов сфетофора, и где надо угадать, кто-таки поедет первым, тут нет. Зато есть картинки, где изображена ситуация на том же перекрестке, и предлагается выбрать наиболее безопасную для всех участников движения стратегию, например, поворота направо. Тест плюс стоимость изготовления прав обошлись в 27 CAD. А вот вождение сдать получится только через год :( Так как я не канадский подросток и на папиной машине не потренироваться, то придется год просто ждать. Если тест на вождение пройден - выдают права класса 7 (уже без L). Это уже больше похоже на нормальные права, поскольку наконец-то можно ездить самому. Но повышенные штрафы и ограничение на одного пассажира все равно остается. Равно как и необходимость ездить с биркой на машине, правда на этот раз - зеленого цвета и буквой N. В таком виде придется ездить 2 года (при окончании авторизованных курсов - полтора). После этого придется пройти еще один тест на вождение, в случае успешного завершения коего наконец-то выдадут права класса 5 без ограничений. Кстати, тесты на вождение проводятся на машине тестируемого, что тоже неплохо, т.к. таких ситуаций, когда в нашем ГАИ попадаешь на раздолбаную копейку, у которой передачи втыкаются через раз, не будет. Ну а лично мне во всем этом конечно же не нравится терять год. Кстати, избежать всего этого геморроя можно только если есть права своей страны и стаж вождения более 2 лет. Тогда нужно только сдать вождение и права обменяют на местные полноценные. Но как показывает практика, наши его сдают долго и упорно :) Ибо отечественный стиль вождения не предполагает безопасности себя и окружающих, на что тут все и завязано.

2 комментария:

Oksana комментирует...

Итого, вывод.. надо было на права сдавать 2 года назад, будучи еще в Украине :(...

yno комментирует...

Знал бы прикуп, жил бы в Сочи (c) :)