Авиация - все-таки малость рискованное занятие, и всякое там бывает. За эти пару месяцев наслушался о разных историях, происходивших у нас в школе в разное время. В основном, естественно, это ошибки пилотов-курсантов, из-за банального раздолбайства, неопытности и даже страха. Техника - она ведь очень надежна, редко когда ломается, в основном все происходит по вине пилота.
Некоторые умудряются идти в пилоты с откровенно слабым вестибулярным аппаратом - человека банально укачивает при небольшой тряске и начинает тошнить. Естественно, при этом все внимание сосредоточено отнюдь не на управлении самолетом. Попадаются также кадры с панической боязнью штопора (по мне так самое прикольное упражнение, все время стараюсь его отработать, когда с инсом летаем в зоне). Был один курсант, который из-за подобного не мог продолжать обучение - застрял на стадии отработки медленного полета. Там самолет летит на скорости, близкой к скорости сваливания, орет сирена предупреждающая об этом, как правило. И эта сирена его буквально вгоняла в панику - ведь значит вот-вот свалимся, а там можно и в штопор попасть (хотя на Цессне это надо постараться сделать еще, ее в штопор загонять специально и удерживать надо. Очень стабильный самолет)! Ну и он естественно, штурвал от себя - страшно. Так и не пересилил себя человек, не смог. Пришлось на этом ему занятия и закончить.
Но бывали случаи и страшнее. Так, например, один из курсантов был здоровый мужик, а инструктором у него - девушка. И полетели они на штопор. Инс ввела самолет в штопор, для демонстрации, а мужик впал в панику, зажал штурвал на себя до упора - впал в ступор, глаза стеклянные.. Естественно, девушка его не пересилит на штурвале - а самолет в штопоре вертится, выводить уже надо! Ну, повезло, не растерялась - заехала ему в челюсть как следует, заорала - это его и растормозило. Вышли из штопора в 150 метрах над землей. Еще несколько секунд - и разбились бы.
Еще один случай со штопором был. Есть такая особенность на Цессне - если ее неправильно ввести в штопор (не дожидаясь сваливания дать по рулям), то она войдет в т.н. spiral dive - пикирование по спирали. Коварное свойство этого - очень быстро растет скорость. У самолета же есть по скорости определенный предел - never exceed speed, Vne. Если эту скорость превысить, самолет буквально развалится на части в воздухе. И вот одна девушка сделала именно это - попала в spiral dive, а инструктор не сразу это распознал. И вот он обнаруживает, что эта скорость уже практически превышена.. ну, мужик не запаниковал, взял управление спокойно и мееееедленно начал самолет выводить, чтоб не дай Бог, перегрузки не превысить допустимые.. говорит, звук пропеллера был как у немецких пикировщиков времен Второй Мировой. Успел вывести, обошлось.
Пример раздолбайства тоже есть. Летели курсанты по маршруту, Баундэри Бэй-Порт Харди-Тофино-Баундэри Бэй. Ну и в Порт Харди встретили друзей, пока то-се, пошли в ресторан, естественно, из графика выбились, в итоге прилетели в Тофино уже в сумерках. Ну и решили лететь обратно, на базу. Крайне глупое решение, учитывая, что в округе горы, а погоду они проверить не удосужились. Равно как и повнимательнее изучить аэропорт Тофино - а у него нет посадочных огней. То есть, если в темноте взлетел - уже обратно не сядешь, билет в один конец. Вот они и взлетели, аккурат когда стемнело. А с океана внезапно пришли тучи и все затянуло. В итоге они полностью потеряли ориентировку и чуть не влетели в гору. После этого, осознав всю тяжесть ситуации, подали сигнал бедствия на 121.5 (всемирная частота для экстренной связи). На их счастье рядом пролетал Боинг-737, который принял их просьбу о помощи, начал летать по кругу над ними и ретранслировал их сообщение в Викторию, откуда немедленно выслали вертолет. Затем отвел их от гор подальше, а тут и вертолет прилетел. На вертолете включили яркие огни, чтоб горе-пилоты смогли их увидеть сквозь облака. Так и вывели - следуй за огнями. Привели на базу, все закончилось благополучно.
Но не всегда так бывает. Случалось, и разбивались. Опять же по глупости. Свежеиспеченный пилот, получив лицензию, решил прокатить друзей. Взял на борт сразу троих, а на расчет загрузки-центровки забил. В итоге взлетел с перегрузом и задней центровкой. Разбился на взлете, все погибли.
Так что летать надо умеючи. В небе цена ошибки может быть слишком велика, поэтому пилот должен всегда об этом помнить.
Ну и вот как выглядит штопор на Цессне, видео не мое правда:
2 комментария:
Летать нужно исключительно в парашутах=)
Так бьются-то в основном на взлете и посадке же. Там банально не успеешь выпрыгнуть. Если есть высота больше 250 метров - то даже если у тебя откажет двигатель, можно развернуться и сесть обратно на ту же полосу. Цессна очень летучая. А если меньше - то парашют не спасет. Конечно, если не делать глупостей, как тот бедняга.
Отправить комментарий